Шишков Р.А.,  Вайц В.Л.

 

    1. 1. Общие требования к умным домофонам и организации доступа
    2. 2. Обзор
    3. 3. Заключение

 

1. Общие требования к умным домофонам и организации доступа

Сложно найти человека, которому такая обыденная в нашей жизни вещь как домофон может показаться какой-то диковинкой. Сейчас практически невозможно увидеть входную дверь дома, где не было бы установлено такое устройство. Но в то же время технический прогресс не стоит на месте, и сегодня домофоны перестают быть аналоговыми устройствами, позволяя людям пользоваться множеством разнообразных функций.

Во многих городах начинают появляться так называемые «умные» домофоны, с помощью которых можно значительно расширить своё представление о безопасности в доме.

Рассмотрим ключевой функционал и характеристики такого домофона. Благодаря цифровой начинке, становится возможно передавать сигнал в цифровом формате, а значит им можно легко управлять с помощью смартфона после установки небольшого и простого приложения. Примерный сценарий использования может выглядеть так: звонок в домофон переадресовывается через сеть интернет на устройство жителя, например смартфон, и через его экран можно увидеть кто пришёл и поговорить с ним по видеосвязи. Можно поставить переадресацию домофонного звонка на несколько устройств. Необходимо понимать свободу, которую предлагает умный домофон — чтобы принять звонок, совсем необязательно находиться дома, достаточно иметь при себе устройство (подключенное к сети интернет) с приложением.

В панели умного домофона установлена камера высокого разрешения с системой ночного видения. В угол ее обзора попадает не только лицо звонящего, но и территория перед подъездом, поэтому с умным домофоном можно контролировать, как играет ребёнок на детской площадке или проверять всё ли в порядке с машиной на парковке.

Записи видео хранятся в облачном сервисе провайдера или на съемном носителе, после чего замещаются новыми. Их можно в любой момент посмотреть, получить фрагмент видео на какой-либо внешний носитель, по заявке в офис производителя домофонной системы.

Ещё одна удобная возможность умного домофона — система одноразового прохода (например, с помощью кода). Например, когда вы ждёте гостей и не хотите постоянно отрываться от приготовления блюд, чтобы бегать к трубке домофона. В таком случае можно установить одноразовый код и сообщить его всем гостям — подойдя к дому, они введут его на панели домофона, и дверь откроется.

Умный домофон также характеризуется возможностью бесконтактного прохода – с помощью технологий NFC, BLE и даже с применением технологий распознавания лица.

Фактически, в такой системе должны быть реализованы высокие требования по обеспечению информационной безопасности персональных данных жильцов. В настоящее время использование таких систем распознавания требует их доработок – в связи с появлением требований, внесенных изменениями (часть требований вступает в силу с 01.09.2022) в 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также требованиями постановления Правительства (№1815 от 23.10.2021, №1799 от 20.10.2021) и приказа Минцифры РФ (№930 от 10.09.2021). Такие требования касаются обеспечения криптографической защиты информации (применением сертифицированных СКЗИ), наличия обеспечительных фондов операторами таких систем (до 500 млн. рублей капитала для таких компаний-операторов).

Важный функцией умного домофона является возможность интеграции в систему умного дома, например, через программное API – для создания управляющими компаниями неких общих приложений по всем вопросам обслуживания жилого дома.

Итого, основные параметры, которым должны удовлетворять современные умные домофоны:

  • видеозвонки в мобильное приложение;
  • управление при помощи мобильного телефона, облачных технологий;
  • использовать современные технологии для прохода – Bluetooth, NFC;
  • интеграция с внешними системами, в рамках создания умного дома;
  • распознавание лица жителей для бесключевого прохода;
  • обеспечивать кибербезопасность;
  • применение аналитических функций, например детекцию движения;
  • интеграция с видеонаблюдением, системами управления зданием, телефонией, контролем доступа, общей системой автоматизации зданий.

Потребителем такого умного домофона является не только житель подъезда, но и:

  • сотрудники управляющих и сервисных компаний (например, для контролируемого доступа сотрудников, контроля времени выполнения задач);
  • сотрудники городских и экстренных служб (для домофона в данном случае интересна функция распознавания, например, формы и беспрепятственный проход);
  • сотрудники Почты России и курьерских служб (предварительно одобренных).

Применение умного домофона позволяет реализовать систему антиспам – многим надоедают бесконечные рекламные листовки в почтовых ящиках. Построение прохода по принципу белых списков позволит уменьшить данные случаи спама. Дополнительная возможность появляется при автоматизации доступа логистических компаний, которые смогут дешевле предоставлять свои услуги (за счет работы не в час пик).

2.Обзор

Рассмотрим далее таблицу сравнения основных производителей современных домофонов в РФ:

Многоабонентский IP домофон «DKS20211» «Спутник» «Сокол» «Домофейс» Многоабонентская вызывная панель «RV-3434»
Производитель НПП «Бевард» ООО «Спутник» ООО Фирма «Интерсвязь» DOMOFACE ООО «РУБЕТЕК РУС»
Корпус Антивандальный стальной, защита от влаги и пыли IP66 Антивандальный стальной IK08, защита от влаги и пыли IP64 Антивандальный стальной IK08, защита от влаги и пыли IP65 Антивандальный стальной, защита от влаги и пыли IP66 Антивандальный IK08, защита от влаги и пыли IP66
Ссылка на домофон https://www.beward.ru https://business.sputnik.systems https://domofon.io https://www.domoface.ru https://rubetek.com
Тип распознавания Облако и локальное (автономное) Облако (дополнительная опция) Облако Облако Облако
Дисплей 8‑ми символьный Нет дисплея Есть Нет дисплея TFT LCD 320х240 2,4 дюйма
RFID Поддержка Mifare SL3 (метки Mifare Plus, Plus X и Ultralight C формата AirTag в защищенном режиме SL3 (Security Level 3))

Самостоятельная регистрация RFID по индивидуальному коду абонента

Отпирание с помощью NFC и банковских карт, tRFID

Поддержка Mifare 13.56 Мгц

Поддержка EM-Marine, RFID EM-Marine 125 кГц, Vizit RFID EM‑Marine 125 кГц (опционально)

Поддержка Mifare Поддержка Mifare Поддержка Mifare SL3
BLE-маяк Нет Трансивер модуль BLE Bluetooth 4,0 (Uart CC2541) Нет Нет Нет
Коды доступа, гостевой доступ Индивидуальные коды абонентов, резервное хранилище на 1500 кодов на случай прошивки либо перезагрузки (про гостевые (временные) не указано) Нет, в документации не указано в принципе про коды доступа Нет информации QR-коды, PIN-коды (про гостевые (временные) не указано) Личные PIN-коды и коды доступа (про гостевые (временные) не указано)
Камера SONY Exmor 2MP (1920×1080) 25fps 1/2.8» с автоматической ИК‑подсветкой (850 нм, 10 метров)

Угол обзора: 112° (по горизонтали), 60° (по вертикали)

Sony Starlight CMOS 2MP (1920×1080) 25fps 1/2.8» с автоматической ИК‑подсветкой

Угол обзора: 96°

SONY STARVIS 2MP (1280×720)

Угол обзора: 85° или 110°

MSTAR325 IMX307 2MP (1920×1080) 25fps 1/2,8” с автоматической ИК‑подсветкой (15 метров)

Угол обзора: 120°

3(5)MP (1920×1080) 30fps с автоматической ИК‑подсветкой

Угол обзора: 110° (по горизонтали), 70° (по вертикали)

Подключение к интернету Только провод 10BASE‑T/100BASE-TX Да. Проводной Ethernet. Поддерживает PoE Да Да. Проводной Ethernet. 10/100M Ethernet RJ45 Да. Проводной Ethernet. Поддерживает PoE. Панель работает только при постоянном подключении к интернету или локальной сети сервера
Унификация с существующими системами Да, аналоговые трубки подключаются

через Beward ККМ-100

Да, есть контактный считыватель (опционально), возможность подключения аналоговых трубок жильцов Да Да Да, аналоговые трубки подключаются

через ККМ КМ100-7.1

Дополнительные функции Позволяет вести запись звука и видео постоянно

 

Просмотр архива видеозаписей

Ведение журнала посещений

Звонит на городские телефоны и SIP-устройства

Кнопка SOS

Просмотр архива видеозаписей

Ведение журнала событий

Две программируемые кнопки

Получение статистики использования ключа

Временное отключение ключей

Одна программируемая кнопка

Просмотр архива видеозаписей
Ведение журнала посещенийКнопка SOS (112)

Кнопка вызова консьержа

Удаленное отпирание двери Прием звонков и отпирание в мобильном приложении Прием звонков и отпирание в мобильном приложении Прием звонков и отпирание в мобильном приложении
Габариты и масса Внешние: 262х150х32 мм
Вырез в двери: 225х130 мм1100 г
101×207×18 мм 292х98×6 мм 205х100 мм

500 г

265х110х50 мм

800 г

Рабочий диапазон температур от -50 до +60°С от -40 до +60°С от -50 до +45°С от -40 до +40°С от -45 до +55°С
Цена 35 800 ₽ (опт) – 39 500 ₽ (розница) Нет информации 45 000 ₽ 44 733 ₽
Применение криптографии Только для RFID Нет информации Нет информации Нет информации Только для RFID

5. Заключение

Подводя итог, можно сказать, что умный домофон — это закономерное развитие простого аналогового домофона, ограниченность которого заставляла придумывать более сложные системы для более легкого его повседневного использования. Так как это направление еще только развивается появляется все больше компаний, желающих занять эту нишу. Интересным фактом, показывающим интерес к данной тематике, является новость о выделении 13.6 млрд рублей на проект создания умного домофона компанией «ЭР-Телеком Холдинг».

Производители по-разному подходят к выбору функциональности их устройств желая найти оптимальное соотношение цены устройства, его удобства использования и количества цифровых функций. Особенно важен вопрос обеспечения информационной безопасности, который в связи с новыми требованиями государства будет дополнительно прорабатываться участниками рынка и повлияет на стоимость устройств.

На рынке востребована интеграция домофонов в более крупные экосистемы («умный» дом), организация контролируемого прохода в дом, в том числе гостевого режима. Гостевой доступ, при использовании кодов доступа (при этом одноразовые коды поддерживают не все участники) зачастую докучает жителям домов в случае приезда курьера, доставки почты и т.д. Более того, для сервисных и управляющих компаний в домофонные устройства обычно заносятся коды доступа, которые со временем становятся доступны широкому перечню лиц. То есть нет никакой гарантии от переиспользования таких кодов, или применения в иной временной период посторонним лицом и бесконтрольно.

Также важен фактор стоимость умных домофонов, которая без сомнения будет увеличиваться как ввиду общего дефицита электроники, так и из-за требований нового функционала и выполнения требований информационной безопасности. Стоимость решения от 50000 рублей по сравнению со стоимостью обычного домофона в 5000 рублей порождает рынок средств модернизации аналоговой домофонии, являющийся компромиссным решением. Но даже такие решения должны обладать достаточным функционалом и гарантировать безопасность.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить